24.12.2019      31      0
 

Информация о русской бане


Зарождение русской бани

У историков нет единого мнения о том, является ли баня исконно нашим изобретением или славяне переняли традицию париться у северных племен либо скифов. Но многие ученые считают, что всё же баня была явлением, придуманным на русской земле. В период с X по XII столетия во многих летописях так или иначе упоминаются бани. Интересно, что в старинных записях парная имела различные названия:

  • мовня;
  • мовница;
  • мовь;
  • мыльня;
  • лазня.

Первые три слова, согласно словарю В. И. Даля – это производные от слова «мыть». Следующие, по разным источникам, означают отделение в бане и ступеньку или полок. Получается, ключевое значение этих названий связано с процессом мытья тела, что доказывает большое внимание русских людей к личной гигиене.

Уже в середине XVII столетия государство начало регулировать вопросы, связанные с русской баней. Например, в 1649 году был издан официальный указ, касавшийся норм ее строительства. В нем речь шла о том, что иметь подобное сооружение могли все люди, у которых для этого было достаточно земли. При этом возводить бани допускалось лишь на огородах и подальше от жилых помещений.

Банные процедуры не мыслились русскими людьми без использования специального мыла, которое готовили в домашних условиях. Его варили из льняного растительного масла и животного сала: говяжьего, свиного или бараньего. А для царских особ и высокопоставленных лиц с 1630 года Аптекарский приказ (официальный орган, в ведении которого были все больницы и частные аптекари) разработал специальный мыльный состав для лечения различных болезней.

В деревнях вместо мыла в бане часто использовали щелок, добытый из древесной золы. Причем с ним купали даже новорожденных младенцев. Для малышей использовали щелок, полученный из золы соломы, так как считали, что он нежнее древесного очищает кожу. Немного этого щелока разводили в теплой воде и в ней купали младенца.

Когда появилась баня

Парная русской бани

Возможно, толчком к зарождению идеи парной бани послужили капли дождя, попавшие через протекавшую крышу на раскалённые камни домашнего очага, или даже просто вода, случайно влитая на очаг нашими далёкими предками. Существует мнение, что первое использование пара человеком связано с гейзерами. Без преувеличения можно сказать, что парные бани знали и применяли все народы мира.

Подтверждением этому может служить тот факт, что при археологических раскопках довольно часто обнаруживаются следы сооружений, предназначенных для водотепловых процедур. Их внешние формы бывают различными, приспособленными к климатическим условиям и используемому материалу, к традициям и образу жизни людей, однако все эти сооружения имеют конструкции (печи) для получения жара, источником которого служили водяной пар, горячая вода или раскалённые камни, обливаемые водой. Всё это позволяет утверждать, что эти найденные археологами сооружения являются банями.

Раскопки Восточной бани XI-XII вв Раскопки ханской бани в городище «Великий Булгар», Татарстан

Если считать прообразом парилки разогретые камни, образующие пар при обливании водой, то происхождение паровой бани можно отнести к каменному веку. Оздоровительные свойства банного пара были известны многим древним народам в разных частях света, однако были места, где баня была малоизвестна. В частности, это относится к средневековой Европе.

Это привело к тому, что в средние века в Западной Европе одна за другой следовали эпидемии чумы, холеры и других тяжёлых заболеваний. Только за три года (1347–1350 гг.) эпидемия чумы унесла в Западной Европе 25 миллионов жителей. Банные традиции в западноевропейских странах к XVIII–XIX вв. стали возрождаться в большей мере под воздействием русского обычая париться и мыться в бане.

Традиция париться в общих банях

В прошлых столетиях иностранцы были немало удивлены бытовавшей на Руси практикой людей обоих полов париться в общих банях. Правда, это встречалось не повсеместно и с оговорками. Если говорить о деревенских русских банях, то они предназначались для посещения одной семьи. В них парились люди обоих полов, но только ближайшие родственники, а чужих людей вместе с собой купаться не пускали. По традиции, первыми в бане парились мужчины и детвора, а после всех наступал черед мыться женщинам.

А вот в крупных городах, где проживала знать, предпочтение отдавалось крупным общественным баням, где и правда русские люди парились все одновременно без различий полов и возрастов. Подобные общественные заведения представляли собой одноэтажные здания, возведенные неподалеку от рек. После того как хорошо распарились в бане, многие люди предпочитали охлаждаться в водоеме.

Внутренняя планировка общественных русских бань была довольно простая. В них было всего три типа помещений:

  • раздевалки;
  • мыльни;
  • парные.

Взошедшая на русский престол императрица Екатерина Вторая, имевшая немецкое происхождение, посчитала недопустимым (как и многие ее соотечественники) одновременное мытье и женщин, и мужчин. Поэтому в 1743 году своим высочайшим указом она повелела разделить бани на женские и мужские помещения. Правда, как и многие официальные решения на Руси, этот указ долгое время существовал исключительно на бумаге, а люди продолжали пользоваться банями в общем порядке.

Ближе к XIX столетию банное дело все больше расцветало в Российской империи, и в крупных городах повсеместно начали открываться пафосные бани. Их отличала богатая обстановка, дорогие буфеты с изысканными яствами и качественная обслуга. Вход в подобные элитные заведения был дорогим, а значит, еще на пороге была возможность отсеивать неподобающую публику, что так нравилось высокородным господам.

Информация о русской бане

Интерьеры и архитектура этого здания настолько великолепны, что в 1992 году Сандуновские бани были официально объявлены памятником архитектуры. С тех пор они находятся под охраной государства. А это значит, что никакой собственник не сможет поменять их архитектурный облик. Отдыхать в роскошной обстановке этого заведения, открытого в 1808 году, любили не только все русские дворяне того времени, но и многие иностранцы, которые начали ценить баню.

Предлагаем ознакомиться:  Расстояние от дома до забора в разных случаях, между постройками

Поддай–ка пару!

История русской бани уходит в седую древность. Геродот, посетив в V веке до н.э. Скифию, располагавшуюся в Северном Причерноморье, сообщает о банях, которые использовали скифы [2].

​Геродот Галикарнасский

Устраивали их следующим образом: устанавливали три жерди, верхними концами наклонённые друг к другу, обтягивали их войлоком. В чан, поставленный посреди этой хижины–шалаша, помещали докрасна раскалённые камни. Взяв конопляное семя, залезали в эту войлочную баню и бросали его на раскалённые камни. От этого, замечает историк, поднимался такой сильный пар, что никакая эллинская баня не сравняется с той, какую он видел в скифской степи.

Скифские женщины растирали на шероховатом камне, подливая немного воды, куски древесины кипариса, кедра и ладана. Этим жидким тестом с приятным запахом они обмазывали все тело. Через некоторое время этот слой смывался, тело становилось чистым и блестело [2].

Баня упоминалась в восточнославянских преданиях, с ней связывали происхождение человека. Византийский историк Прокопий Кесарийский (ок. 500–565 гг.) пишет, что баня сопровождала древних славян всю жизнь: здесь их омывали в день рождения, перед свадьбой и после смерти [3].

Баня у древних славян представляла собой небольшое бревенчатое строение, в котором располагался очаг с раскалёнными камнями, на которые лили воду, чтобы образовался пар. Вентиляцию внутри бани осуществляли, открывая двери. Согласно древнеславянским поверьям, в бане живёт весьма занятный персонаж русского фольклора — банник — нагой старик, весь облепленный листьями от веника.

Отголоски этих традиций прослеживались на Руси и во времена христианства: в недалёком прошлом, залезая на банный полок, приговаривали: «Крещёный на полок, некрещёный — с полка», а выходя из бани, оставляли на полке ведро воды и веник для банника, приговаривая: «Тебе баня на стоянье, а нам на здоровье». Эти поговорки ещё раз подтверждают, каким уважением пользовалась русская баня в народе.

Баня по-чёрному

Раскопки Восточной бани XI-XII вв

В древнерусской народной медицине, как свидетельствует В. Отамановский, была врачебная специальность, связанная с выполнением лечебных и культовых функций в банях. Наличие в древнерусском языке слов «балий», «обавьник», («обадник»), или «обаньщик» близки по значению и передают различные смысловые оттенки понятия «волхв» — врач. Необходимо отметить, что балий был «прежде всего лечителем, его медицинские функции были тесно связаны с паровой баней». [4]

Ключевые отличительные черты русской бани

Главные особенности во многом связаны с ее устройством. В традиционном варианте она делится на несколько основных помещений: моечную комнату, парилку с печкой-каменкой и предбанник. В некоторых случаях парилка совмещена с моечной комнатой. В предбаннике человек может отдохнуть между заходами в парилку, раздеться там, хранить емкости с водой, а также проводить там сеансы массажа.

В моечной комнате, как понятно из названия, тело обмывается перед первым заходом в парную, а также в промежутках между новыми заходами в самое жаркое помещение русской бани. Входная дверь в парилку необычной конструкции: она низкая, небольшая и с высоким порогом. Это делается для того, чтобы не выпускать из парной горячий воздух и пар.

Внутри парной комнаты царит относительно средняя температура воздуха со средним уровнем влажности, что стимулирует быстрое образование горячего и очень влажного воздуха. Средние показатели температуры в традиционной бане варьируются в диапазоне от 50 до 90 градусов. Влажность составляет от 20 до 65 процентов. Именно этим русские банные традиции кардинально отличаются от подобных ритуалов в странах Европы и Азии.

Но из-за этих экстремальных условий к времяпрепровождению в бане есть строгие требования. Находиться в парной нельзя более двадцати минут закаленному человеку, а новичку нужно сократить период пребывания в парилке до пяти-десяти минут. Для сравнения, в римских термах или турецком хамаме, которым свойственны невысокие температуры и довольно низкая влажность, человеку можно быть столько, сколько он хочет.

Еще одна традиция, разительно отличающая русскую баню от других подобных, это использование в парной веников, связанных из веток кустов и деревьев с добавлением целебных трав. Справедливости ради нужно отметить, что веники активно используют в саунах жители Финляндии, хотя в наших краях носить веник в финскую баню не принято.

Наиболее распространенными являются веники, связанные из березовых, липовых и дубовых веток.

  1. Березовые вязанки славятся противовоспалительным эффектом и ранозаживляющим воздействием на тело.
  2. Дубовый веник при использовании в бане выделяет особые масла. Проникая в организм через раскрытые поры кожи, они очищают его.
  3. А липовый веник оказывает успокаивающее влияние на центральную нервную систему и помогает в лечении бронхов, почек и печени.

С помощью банного веника в парной можно сделать самомассаж, после которого кожа на теле становится шелковистой на ощупь и более упругой на вид. При правильном массаже веником человека можно избавить от болей в сустав и помочь в лечении радикулита.

Письменные упоминания о бане

Согласно летописным сообщениям X–XIII веков паровая баня была повсеместно распространена у восточных славян уже в V–VI веках, что свидетельствует об их высокой культуре. Древние славяне называли баню «мовь», «мовня», «мовница», «мыльня», «влазня» или просто «баня». Подтверждением широкого распространения бани у древних славян служит летописное сообщение, что одной из форм дани, которую одно славянское племя платило другому, были берёзовые веники.

Арабский учёный ибн–Даста, путешествуя по Руси в X веке, отмечал в своих записках, что русские очень любят париться в бане, а затем валяться в снегу или купаться в проруби. Ибн–Даста сообщает также, что в деревнях бани представляют собой землянки, которые используются и как жилища. [5]

В памятнике русской культуры, в летописном творении Нестора «Повесть временных лет» (945 г.), в части, описывающей легендарное путешествие апостола Андрея из Синопа в Рим через Киев и Новгород, есть яркое изображение банной процедуры в Великом Новгороде: «…видех бани древены; и пережгут с вельми, совлокуться, и будут нази и облеются квасом уснияным, и возьмут на ся прутье младое, бьются сами и того ся добьют егда вылезут ли живы, и обдаются водою студеное, тако оживут; и то творят по вся дни и мучими ни сим же, но сами ся мучать и то творят не мовенье себе а мученье». [6]

«Повесть временных лет» (945 г.) Нестор Летописец

Баня упоминается в договоре Руси с Византией (907 г.) в котором русичи обеспечивают себе право по прибытии в Константинополь пользоваться баней: «…и да творят им мовь елико хотят». [6]

Предлагаем ознакомиться:  Как правильно париться в бане? Заходы, закаленность и веники!

В «Повести временных лет» описано применение бани с целью выполнения очистительного обряда: «Деревнянам же пришедшим повеле Ольга мовь створити рыкуще мце: измывшеся придите ко мне. И влезоша деревляне начиша ся мыти». [6]

Князь Владимир Великий

В уставе Великого князя Владимира (966 г.) бани именовались заведениями для немогущих, что отражает глубокое понимание бани как действенного терапевтического средства. Никоновский список повествует о том, что в 1019 г. Переяславский епископ Ефрем, ставший впоследствии Киевским митрополитом, повелел строить «…бани и строения банные и врачеве и больницы всем приходящим и безмездно врачевание».

Внучка киевского князя Владимира Мономаха Евпраксия (Зоя) — первая русская женщина–врач, высоко отзывалась о терапевтическом действии парной бани: «…бодрит тело и веселит душу».

Древнерусская «Повесть о Петре и Февронии Муромских», относящаяся к фольклору древней Руси начала XIII века, хорошо иллюстрирует ведущую роль бани в древнерусской народной эмпирической медицине и характер применявшихся в ней самобытных и часто весьма эффективных лечебных средств [7]. Согласно некоторым спискам этой повести, Муромский князь Пётр, страдавший неизлечимой кожной болезнью, был исцелён в Рязанской земле девушкой–знахаркой Февронией, отец и брат которой были бортниками, т.е.

занимались добыванием в лесах мёда диких пчёл. Осмотрев «струпы и язвы» князя, знахарка велела жарко истопить баню, вымыть больного и смазать ему те части тела, «идее же суть струпы и язвы», мёдом диких пчёл. В результате такого лечения больной князь выздоровел — тело его стало «здраво и гладко» [8].

Князя Петра помазывают в бане снадобьем Исцеленный князь Петр посылает Февронии дары

Польза русской бани для здоровья

В парной, к примеру, нейтрализуется сдавливающее действие перегрузок на нервные корешки, которые выходят из позвоночного канала. Благодаря этому снимается боль, что облегчает состояние людей, страдающих болезнями опорно-двигательного аппарата. И всё же перед первым походом в парную рекомендуется на этот счет проконсультироваться у врача.

Регулярное посещение русской бани поможет человеку избавиться от многих заболеваний.

Недуги

Воздействие

Например, если правильно чередовать в бане пребывание в парилке с охлаждением в бассейне или под прохладным душем, то мужчины могут избежать такой неприятности, как раннее развитие половой дисфункции. В этом случае хорошо делать массажи тазовой области с помощью веников из крапивы. Но его необходимо грамотно запарить, чтобы не причинить себе вред, поэтому рекомендуется заручиться помощью опытного банщика.
Если у человека начальная стадия вегетососудистой дистонии, нормализовать его здоровье и нейтрализовать перепады артериального давления помогут походы в русскую баню. Еженедельные походы в парную повышают тонус кровеносных сосудов. Тренировка их происходит за счет того же чередования высоких и низких температур.
Хорошо снимать физическое и психологическое напряжение в бане после тяжелого физического труда. При неправильном распределении сил у людей часто происходит так называемый «срыв спины» и ущемление нервных корешков, появляются грыжи. Посещение русской бани поможет устранить проблему гипертонизированной мышечной ткани.
Поможет баня и после спортивных нагрузок. Здоровым людям, активно занимающимся спортом, также рекомендуется регулярное посещение русской бани. В парилке перенапряженные мышцы скорее расслабятся. С обильным потоотделением из них выходит молочная кислота − главная причина болей в мышцах после активных физических упражнений.

Для женщин большое значение имеет позитивное влияние русской бани на их внешность. В первую очередь, благотворное воздействие она оказывает на кожный покров. Это связано с тем, что под воздействием высокой температуры и влажности в парилке к коже приливает больше крови. В работу включаются даже самые маленькие капиллярчики, которые в нормальном состоянии практически не задействуются.

Таким образом, каждая клеточка кожи получает питательные вещества и обогащается кислородом. Разогреваясь, активно и широко раскрываются поры на кожном покрове. Вместе с обильным потоотделением через них из организма выводятся токсины, вредные вещества и жировые пробки, забившие поры. Во время массажа веником происходит естественное избавление кожи от ороговевших частичек, которые также забивали поры и портили внешний вид тела. Избавившись от мертвых клеточек, кожа начинает буквально дышать.

«Сало было, стало мыло»

В своём стремлении доказать дикость и варварство, якобы царившее в Древней Руси, некоторые авторы даже совершенно ясные и понятные места летописей и других источников пытались толковать по–своему. В частности, например, такие слова из Никоновского списка с совершенно понятным смыслом как «банное строение» пытались расшифровать как «крестильная купель».

Если ряд русских историков XVIII в., в том числе Татищев, Щербатов, митрополит Платон и другие в словах из летописи «банное строение» подразумевали народную баню как таковую, то И. Мартос стремился доказать, что речь идёт о крестильной купели. [9] Спор по этому вопросу вёлся долгие годы при участии таких исследователей–историков, как Когановский, Болтин, Зуев и др.

Н.А. Богоявленский, врач-эпидемиолог и историк медицины

Исследователь древнерусской медицины Николай Алексеевич Богоявленский отметил, что изображениями мылен более всего богата житийная литература, например, «Повесть о Петре и Февронии». [10] На миниатюрах можно наблюдать, что подогревание воды производилось путём помещения в чан раскалённых камней или горячих железных гирек.

Внутри бани показаны шайки, корцы, скамьи. Тело растиралось «грубою» (мицелием древесного гриба), соломой, мочалкой, ветвями можжевельника. Помывка в бане сопровождалась обязательной сменой белья, ибо «чистое мытиё и частое переменяние платия вшам множиться не даёт» — сказано в «Вертограде» ещё в XVIII веке (собрание В. Груздева, № 8).

Предлагаем ознакомиться:  Как класть плитку на стену в бане

«Убрусец» — полотенце — можно наблюдать главным образом в житийных миниатюрах XVI–XVIII веков, а также в миниатюре, изображающей сцены омывания умершего рязанского князя Василия Ивановича(1483). Коротким полотенцем сын умершего утирает себе слезы (лист 371, оборот Шумиловского тома).

На Руси в бане пользовались мылом, которое варили как в домашних условиях, так и в специально приспособленных помещениях с давних времён. С той поры до наших дней дошла старая поговорка: «Сало было, стало мыло», потому что для изготовления мыла использовалось говяжье, баранье и свиное сало, правда, применяли ещё и растительные масла, например, льняное.

Для царя и особ к нему приближённых, Аптекарский приказ специально готовил «мыльный состав» (1630), так как бани считались медицинским пособием при различных недугах. [11] Кроме мыла, для мытья тела в бане применялся т. н. щёлок, получаемый из древесной золы. О его широком употреблении говорит тот факт, что даже новорождённого ребёнка купали в тёплой воде с небольшим количеством щёлока, правда, полученного из соломенной золы, которая считалась нежнее, чем древесная.

Необходимо добавить, что детей на Руси рано начинали водить в баню, припаривать там берёзовым веником, предварительно смазав кожу ребёнка толстым слоем дрожжей и завернув его в пелёнку. В своём исследовании «Физическое воспитание детей у различных народов России» Е. А. Покровский отмечает: «Свою страсть к мытью и парению русские переносят и на детей… их парят и моют часто, и особенно при каждом нездоровии, при каждом крике, при малейшем подозрении на сглаз». [12]

Женщины, заботясь о здоровье и красоте кожи, с успехом использовали пищевые продукты в виде косметических масок: молоко, простоквашу, ржаной хлеб, сметану, хлебный квас, мёд, толокно, растительное и сливочное масла, огурцы, яйца и т. д. и т. п., а также листья, корни, плоды многих растений как в сыром измельчённом виде, так и в виде настоев, отваров и напаров. В бане применялись такие распространённые растения, как ромашка, зверобой, подорожник, чистотел, лопух, дубовая кора, крапива, мята и др.

«Черная» баня и русская печка

Первые заведения топились так называемым методом «по-черному», поскольку они не оборудовались дымоходами. При этом подходе печка натапливалась в парилке и густой дым заполнял все ее пространство, тем самым прогревая комнату. Плюс этого метода заключался в том, что дым покрывал черной копотью все поверхности помещения бани, тем самым обеззараживая их.

Тем не менее, несмотря на кажущуюся грязь вокруг, в древности в бане принимали роды и лечили больных людей, ведь копоть обеззараживала пространство. И на тот момент сложно было найти в деревнях более стерильные помещения. Позже к печкам начали приделывать дымоходы, и тогда народ уже начал топить бани по-белому. Этот метод, по сути, повсеместно используется до сих пор, так как сидеть в парной в копоти никому не хочется.

Был еще очень интересный способ париться в деревнях. Для этого люди использовали традиционные русские печи, которые могли одновременно выполнять несколько функций:

  • с их помощью люди готовили пищу;
  • прогревали зимой избы;
  • спали на них сверху;
  • мылись в них.

Последняя функция особенно любопытная. Для банных процедур подходили печи с большими проемами, в которые мог пролезть человек. Размеры этих проемов были высотой в полметра, а глубина печи должна была быть не менее полутора метров, чтобы в ней можно было париться. В банный день после приготовления ужина хозяйки вытаскивали из еще теплой печи золу, вымывали печку изнутри, чтобы убрать копоть, настилали внутрь солому.

Но в целом народ старался строить русские бани, чтобы иметь возможность нормально очистить свое тело. Их делали из гладко обтесанных бревен, тщательно подогнанных друг к другу. Чтобы сквозь щели не выходил жар, их законопачивали с помощью глины и даже мха. Традиционно баню натапливали несколько часов, а потому начинали этим заниматься заблаговременно.

Внутрь парной заносили сено и душистые травы, устилали ими пол и полки в бане. Эти подстилки выполняли сразу две функции.

  1. Оказывали массажное воздействие на тела парившихся людей.
  2. Под воздействие жара испаряли целебные фитонциды (это биоактивные вещества, которые нейтрализуют и подавляют развитие болезнетворных бактерий).

Ветки срезали с различных кустов и деревьев, а в банный день вымачивали их в настоях из целебных трав или на квасе. Специально для бани хозяйки готовили особые сорта кваса, в которые в качестве ингредиентов добавляли различные травы, свежие ягоды и мед. А чтобы эффективнее очищать тело, вместо мыла часто использовались особые составы из замоченной золы или массы, приготовленной на основе меда и муки.

Потусторонние обитатели бани и старинные обычаи

Несмотря на то, что в русскую баню приходили за тем, чтобы очистить свои тело и успокоиться душевно, в древности это место считалось местом обитания нечистой силы. Не зря ведь даже в наши дни назойливого человека нередко раздраженно отправляют в баню. Древние славяне были уверены в том, что там живет близкий родственник домового, которого называли банником. Более того, жил он там не один, а со своим семейством.

Банника старались задабривать всеми средствами, как только могли. Сразу после возведения здания бани под порог закапывали тушку курицы черного цвета − это было своеобразное ритуальное подношение баннику. Затем, в период активного пользования парной, хозяин, который натапливал помещение бани, всегда при входе спрашивал позволения у духа на то, чтобы помыться.

Не ослабли эти традиции даже с принятием русскими людьми христианства. Так, в бане не только было запрещено развешивать на стены иконы, даже в предбаннике, но и нельзя было заходить туда с нательным крестом. Впрочем, тому есть и вполне рациональное объяснение: в жаркой парной металлический крестик мог запросто обжечь своего хозяина. Потому и в наши дни важно не забывать снимать с себя все украшения при желании попариться.


Adblock detector