12.12.2019      31      0
 

Как вязать арматуру крючком для начинающих пошагово


Способы вязки арматуры

Способ первый: отрезок проволоки сгибаем пополам; отступаем треть длины от петли и снова сгибаем; охватываем стык арматуры, таким образом, чтобы петля была с одной стороны стыка, а два свободных конца с другой; вставляем крючок в петлю, второй рукой придерживаем и слегка натягиваем концы проволоки. Проворачивая крючок зацепляем им свободные концы и закручиваем их вместе с петлёй на 3-5 оборотов, лишнее отрезаем или загибаем.

Способ второй: сгибаем пополам отрезок проволоки; оборачиваем им стык арматуры снизу; захватываем петлю крючком; оставшиеся свободные концы вставляем в крючок и загибаем; закручиваем всё вместе до плотного соединения прутьев.

Способ третий (самый распространённый): сгибаем пополам отрезок проволоки; оборачиваем им стык стержней по диагонали; в петлю вставляем крючок и натягиваем, второй конец так же как и во втором случае, загибаем на изгибе крючка; теперь крючок натягиваем и одновременно прокручиваем по часовой стрелке.

Третий вариант при вязке арматурного каркаса на фундамент является самым предпочтительным: более крепкое и аккуратное соединение, меньшая утомляемость при работе, да и скорость, при достижении определённого навыка, побыстрее. Рассмотрим процесс вязания каркаса поподробнее с показом видео.

Как вяжут арматуру крючком

Перед тем как выбрать конкретный способ, следует знать, что прочность соединения должна обеспечивать устойчивость каркаса только во время заливки бетона. Наличие на поверхности арматуры спиральных выступов намного облегчает процесс – надо лишь плотно прижать прутки друг к другу и они автоматически сцепляются.

Как можно фиксировать арматуру?

Вязка стеклопластиковой арматуры
Вязка стеклопластиковой арматуры

Таким методом в настоящее время на стройках почти не пользуются, но лет 40 тому назад он был главным, только так делали каркасы на промышленных предприятиях железобетонных конструкций. Сварка обеспечивала надлежащую прочность больших армирующих поясов. Их готовили в отдельном цехе, а потом перевозили на линию заливки.

Сварка арматуры
Сварка арматуры

Вязка проволокой не обеспечивала жесткости, часто прутки смещались от первоначального положения. Как следствие – появление брака.

Но у такого способа есть несколько существенных недостатков. 

  1. Во-первых, надо на рабочем месте держать сварочный аппарат и длинные кабели, что намного усложняет работы, приходится их перетаскивать между арматуринами, распутывать и т. д.
  2. Во-вторых, существуют большие риски повреждения защитной изоляции кабелей об острые концы прутков, а это крайне опасно для жизни сварщика. 
  3. В-третьих, не на всех строительных объектах есть электричество 

Вязка может выполняться ручным, полуавтоматическом или автоматическим методом. Последний вариант применяют только профессиональные строители, постоянно выполняющие эту операцию. Ручной метод обыкновенными крючками можно считать самым простым и доступным. Что касается скорости вязания, то она зависит не столько от инструментов и приспособлений, сколько от профессионализма рабочего.

Вязка арматуры
Вязка арматуры

Именно на втором способе мы остановимся более подробно, промышленные варианты к индивидуальным застройщикам отношения не имеют.  

Как вязать арматуру крючком для начинающих пошагово

Опытные строители знают, что качество и скорость вязания напрямую зависят от умения, фактор инструмента имеет второстепенное значение. Всегда имейте это в виду, не стоит покупать дорогостоящие приспособления.  

Вид инструмента для вязания  Краткое описание технических параметров 
Обычный 
Обычный 
Самое простое, дешевое, но очень эффективное приспособление. Изготавливается из проволоки, в нескольких местах изгибается под определенными углами, за счет чего облегчается и ускоряется процесс закручивания проволоки. Ручка вращается вокруг своей оси, конец крючка сточен под конус. Форма вязального крючка испытывалась многие годы тысячами рабочих, используемый сегодня вариант считается самым удобным и простым. Во время изготовления руководствуйтесь достижениями коллективного разума.
Полуавтоматический
Полуавтоматический
Промышленное приспособление, внутри ручки и на стержне имеется винтовая резьба. Крючок вращается только в одну сторону при движении ручки вверх и вниз. При первоначальном натягивании проволока сразу начинает вязаться, количество движений ручки зависит от профессионализма рабочих. Самые опытные умеют подбирать такую длину концов, что полное вязание происходит за счет одного движения. В опытных руках такое приспособление заметно повышает производительность труда при отличном качестве.
Автоматический 
Автоматический 
Придуман для профессиональных строителей, но не пользуется у них популярностью. Из-за большой массы тяжело работать, необходима только специальная проволока, требует большой точности расположения арматуры, в противном случае часто делает пропуски. Кроме того, стоимость такого несовершенного инструмента не всем по карману. Во время вязания много времени уходит на замену катушек, автоматом нельзя работать под дождем. Мы перечислили самые главные недостатки, но есть еще и менее существенные. Вывод – раз профессионалы им не пользуются, то такое изобретение можно считать напрасным.
Предлагаем ознакомиться:  Армирование углов ленточного фундамента
Крючок из шуруповерта для вязки арматуры
Крючок из шуруповерта для вязки арматуры

Все описанные инструменты применяют вязальную проволоку диметром 1,2–1,5 мм. Она протягивается из низкоуглеродистой стали и дополнительно отжигается. Такая технология делает проволоку очень мягкой, но с достаточными значениями устойчивости на разрыв. Это очень важно, с жесткой проволокой сложно работать. Кроме того, она не выдерживает многократного перекручивания и разрывается.

Существует два способа фиксации арматурных прутков: ручной и автоматизированный.

При ручном методе используются четыре вида инструментов:

  • Пассатижи;
  • Крючок (простой и реверсивный);
  • Шуруповерт с насадкой.

Пользоваться пассатижами не очень удобно. Поэтому их применяют редко и только для сборки небольших каркасов. Крючком пользуются чаще. Это простое приспособление при известной сноровке помогает быстро соединять стальные стержни.

Существует усовершенствованная модификация простого крючка (реверсивный). Ее основа — винт, который вращается при вытягивании рукоятки назад.

Объединив крючок с шуруповертом, домашние умельцы создали еще одно удобное приспособление для фиксации стальных прутков в каркасе.

Автоматизированную вязку выполняют так называемым пистолетом. Это довольно сложное и дорогое устройство, применяемое на крупных объектах. Производительность его такова, что завязывание одного узла происходит за 1 секунду.

Устройство снабжено отсеком, в котором установлена бобина с проволокой. Рабочий орган пистолета подает ее к арматуре и связывает в узел.

Материалы

Проволока для вязки арматуры это самый необходимый элемент. Именно от неё зависит качество зафиксированности узлов. Для этого применяют проволоку обожжённого типа. У неё высокие показатели на разрыв, плотное прилегание к основанию арматуры. К тому же она эластична, поэтому будет отлично гнуться. Для самого процесса вязки пригодятся специальный вязальный пистолет, крючки и фиксаторы.

Наконец крючок возможно купить в магазине, либо изготовить самим для этого нужна рельефная арматура. Применение петель повышает надёжность и это крайне просто. Обучение вязанию происходит очень быстро, а вероятность ошибки сводится к нулю.

Для сборки каркаса используют специальную отожженную проволоку. Она прочная, но при этом достаточно мягкая. Это позволяет затягивать узлы, не рискуя порвать ее. Рекомендуемый диаметр данного материала зависит от сечения арматурных стержней и составляет от 1,0 до 1,4 мм.

Дешевая проволока идет без покрытия и называется черной. Более стойкая к коррозии имеет защитный слой из цинка.

Вязальная проволока изготавливается в двух вариантах: в бухтах и мерная (в отрезках). Работать с мотком сложнее, поскольку его приходится вручную резать на куски. Мерный материал можно сразу пускать в дело. Особенно удобна проволока, у которой на концах сделаны петли.

Как самостоятельно изготовить крючок

Лучше всего приспособление купить в специализированном магазине, но сделать это не всегда возможно. Особенно большие проблемы возникают у жителей отдаленных деревень, им приходится несколько часов добираться в одну сторону, и то при условии, что грунтовые дороги находятся в проезжем состоянии. Выход есть – крючок можно сделать самостоятельно в течение всего одного часа.

Схема крючка
Схема крючка

Понадобится кусок проволоки диаметром примерно 6 мм и длиной ≈ 20 см.

Проволока для крючка
Проволока для крючка

Небольшой отрезок бруска с отверстием для ручки и две шайбочки. Отверстие должно примерно на 0,5 мм превышать диаметр проволоки для гарантирования свободного вращения.

Брусок с отверстием
Брусок с отверстием

Шаг 1. Разметьте проволоку. Надо знать длину ручки (метку делайте с запасом 4–5 мм на шайбы и для свободного вращения), место первого изгиба, через 5 см место второго изгиба, и участок загиба под крючок.  

Разметка
Разметка

Катанка отлично гнется, что упрощает процесс изготовления, сталь при таких резких загибах дает трещину. Если нет катанки, то отжигайте стальную. Нагрейте ее до ярко-красного цвета и постепенно охлаждайте. За это время происходят изменения в кристаллах металла, цементит переходит в феррит, он становится мягким.

Шаг 2. На наждачном станке или болгаркой заточите острие крючка под конус.

Заточка проволоки
Заточка конца проволоки

Это надо делать обязательно, в противном случае очень сложно вынуть инструмент после связывания арматуры. Но это потребуется много времени и усилий, а конусная форма решает все проблемы. Длина конуса примерно 3–4 см.

Заточенная проволока
Заточенная проволока

Шаг 3. Вертикально зажмите заготовку в тисках, ударами тяжелого молотка начинайте гнуть. Острие крючка должно быть под углом примерно 80°. Не делайте большого загиба, это усложняет процесс вязки арматуры. При вынимании его приходится сильно наклонять, а это не всегда возможно и довольно неудобно.  

Изгиб кончика проволоки
Изгиб кончика проволоки

Шаг 4. Согните проволоку под ручку. Для этого ее надо опять зажать в тисках и рукой надавливать в нужную сторону. Периодически контролируйте угол по предварительно нарисованному эскизу приспособления.  

Предлагаем ознакомиться:  Стропильная система двухскатной крыши своими руками
Изгиб проволоки
Изгиб проволоки

Шаг 5. По нанесенной метке сделайте изгиб для возможности придания крючку вращения при закручивании.  

Продолжение процесса гибки
Продолжение процесса гибки

Шаг 6. Вставьте в тиски готовое изделие и выровняйте его таким способом, чтобы все участки и колена располагались на одной линии.  

Изогнутая заготовка крючка
Изогнутая заготовка крючка

Шаг 7. Приварите нижнюю упорную шайбу ручки. Она располагается у самого изгиба, выставьте ее перпендикулярно оси проволоки. Варите осторожно, правильно отрегулируйте силу тока, не прожигайте тонкий металл.

Упорная гайка
Упорная гайка

Шаг 8. Вставьте на место ручку и приварите вторую шайбу, она не допускает ее выпадения при работе. Здесь также надо сваривать аккуратно, деревянная ручка из-за перегрева может воспламениться.  

Для уменьшения трения во время вращения крючка в ручке металлическую проволоку рекомендуется смазать солидолом или иной густой смазкой. Дополнительно дерево будет защищаться от процессов гниения. Если дерево во время сварки быстро загорается, то торцы рекомендуется замочить в воде, испорченные участки можно потом отрезать.

Шаг 9. Проверьте работоспособности крючка.

Готовый крючок
Готовый крючок

Если обнаружились проблемы, то их надо исправить.  

  1. Изделие плохо поворачивается вокруг ости. Регулировка делается изменением поворотного плеча. Чем оно больше – тем выше усилия закручивания проволоки, но работа немного усложняется. Рука должна двигаться с увеличенной амплитудой.  
  2. Крючок тяжело вынимается после затягивания проволоки. Может быть три причины: большой угол загиба, малый конус затачивания и шероховатая поверхность. Каждая из них легко ликвидируется, исправлять проблему надо до тех пор, пока работать крючком станет удобно.  

Постарайтесь довести приспособление до идеального состояния, вам придется ним вязать очень много узлов. Расстояние между точками фиксации зависит от диметра арматуры, размеров клетки и конкретного назначения железобетонного изделия. 

Ничего сложного в этой операции нет. Проделав ее несколько раз, вы быстро «набьете руку».

Мастера знают один маленький секрет, гарантирующий плотный контакт: немного не докрутив петлю, ее нужно потянуть на себя и только после этого довернуть до конца.

Схема вязки арматуры с помощью крючка

Работа с шуруповертом не имеет принципиальных отличий от вязки крючком. Преимущество заключается в более высокой скорости и меньшей трудоемкости. Используя шуруповерт, не забудьте выставить на минимум скорость вращения его патрона.

Электродрелью вязать арматуру не следует. Большая инерционность данного инструмента не позволяет точно определить момент завершения затяжки.

Способы соединения стальных стержней и основные виды узлов показаны на схеме ниже.

Указания по проектированию и изготовлению арматурных каркасов содержатся в двух нормативных документах. ГОСТ 10922-2012 оговаривает технические условия для вязаных и сварных соединений железобетонных конструкций. Свод правил СП 52-101-2003 регламентирует требования к проектированию каркасов.

На основе этих нормативов разработаны типовые схемы вязки арматуры под ленточный фундамент, размеры нахлестов, диаметры используемой арматуры и другие правила производства работ.

При стыковке стержней на прямых и угловых участках важное значение имеет длина нахлестов. СНиП устанавливает данный параметр в зависимости от диаметра рабочей арматуры (в миллиметрах):

  • 300 мм для прутков диаметром 10 мм;
  • 380 для 12 мм;
  • 480 для 16 мм;
  • 580 для 18 мм;
  • 680 для 22 мм;
  • 760 для 25 мм.

Процесс арматурного вязания

Для фундамента столбчатой или свайной конструкции каркас просто необходим. Обыкновенный бетон с добавлением арматуры превращается в железобетон, по этой причине её используют при строительстве домов и других зданий.

Как правильно вязать арматуру своими руками? Есть много способов, но строители применяют вязку с помощью проволоки. Дополнительно применяя такие инструменты, как плоскогубцы, шуруповёрт или просто крючки.

Крючок является самым популярным, универсальным и практичным из всех инструментов при вязки. Процесс выполнения арматурной вязки выполняется в несколько несложных действий:

  • Проволоку необходимо связать пополам, затем происходит накидывание арматуры на прутья, которые заранее должны быть параллельно уложены.
  • Далее на крючок насаживают образованную петлю и оставшиеся свободными концы.
  • Крючок постепенно поворачивают, тем самым затягивая проволоку и надёжно фиксируя арматуру в надлежащем положении.
  • И наконец крючок снимается, перед вами готовое соединение.

Как вязать арматуру крючком для начинающих пошагово

В том случае, если работа предстоит с ленточным фундаментом, то для этого потребуются пластиковые хомуты для арматуры.  Но они, как правило, дорого стоят и не обеспечивают должной надёжности.

Инструменты для вязания стеклопластиковой арматуры

Данный материал появился в строительных магазинах совсем недавно. Его предназначение заключается в постройке одноэтажных-трёхэтажных зданий или при каких-либо бытовых работах. По сравнению со своим стальным собратом данная арматура не подвержена коррозии, у неё нет швов, при растягивании сохраняет свою прочность.

Предлагаем ознакомиться:  Приспособление для вязки арматуры шуруповертом

Профессионалы применяют данный материал для создания бетонных ограждений, а также для пеноблоков, кладок из газоблоков. Сразу возникает вопросы. Какие существуют особенности у данного материала и как его правильно вязать?

Проволока для вязки. Лучше выбирать толстую проволоку, чтобы не возникало разрывов при вязки и при дальнейшей эксплуатации. Её фиксация происходит при помощи крючков.

Пластиковые хомуты. Возможно купить в строительных магазинах. Хомуты при вязки лучше туго затягивать.

Особое внимание стоит обратить обрабатываемым углам, на эти места стоит приобрести в магазине специализированные элементы. Вязание строго запрещается, если при этом происходит воздействие тепла.

Как правильно вязать арматуру для фундамента

Вязальную проволоку можно приобрести в магазине или сжечь ненужную автомобильную покрышку (в процессе сгорания, проволока, предназначенная для армирования резины, обжигается и приобретает, необходимую для вязания, мягкость и податливость). Проволоку режем отрезками по 30 см.

Арматура для устройства каркаса (как правило, сечением 10-16 мм) сначала режется на отрезки определённой длины. Потом связываются отдельные элементы каркаса. При связывании перпендикулярных узлов используется метод вязки крест-накрест по диагонали. При необходимости связать арматуру параллельно (удлинить каркас) делается нахлёст минимум 25 см, количество узлов на этом стыке должно быть не менее трёх.

Стараемся большую часть этих работ выполнять вне опалубки, на ровном свободном месте. Внутри опалубки производится только связывание отдельных элементов каркаса — его удлинение и угловое соединение.

Как вязать арматуру

Важно! При стягивании стыка стержней арматуры — постарайтесь найти среднее значение натяга. Недотягивать и перетягивать арматуру не рекомендуется. Недотянешь — каркас получится хлипким и может «сложиться», перетянешь — лопнет узел во время скручивания или транспортировки.

Вот, в принципе, и всё. Эта работа особой сложности не представляет, скорость и качество вязания нарабатываются практическим путём. Если остались какие-нибудь вопросы по этапам процесса — посмотрите видео.

Умение вязать арматуру поможет сэкономить при самостоятельном устройстве фундамента. А если процесс обучения пойдёт совсем хорошо и появятся определённые навыки, то вопрос о временном или постоянном трудоустройстве можно снимать с повестки дня. Ведь специалисту, который умеет качественно и быстро вязать арматуру, будет рада любая бригада монолитчиков.

На дно траншеи на подставки (бобышки) толщиной 4-5 см укладывают расчетное количество продольных стержней (диаметр 12-18 мм). Расстояние между ними зависит от размера фундамента и может составлять от 5 до 20 см. Если стандартной длины одного стального прутка (6 метров) не хватает на всю «ленту», то используют несколько стержней. Между собой их соединяют, соблюдая нормативный нахлест.

Подставки под арматурный каркас

К рабочим пруткам вертикально крепят хомуты из гладкой или рифленой стали диаметром 8-10 мм. Шаг хомутов по строительным нормам должен быть не менее 3/8 от высоты фундамента (20-50 см).

Установив хомуты, к ним проволокой крепят верхний пояс рабочей арматуры, соблюдая проектное расстояние между стержнями.

На углах и примыканиях хомуты ставят чаще (1/2 шага), а рабочую арматуру загибают, связывая со стержнями пересекаемого участка «ленты».

Длина загиба должна составлять не менее 50 диаметров рабочей арматуры.

Изготовление арматурного каркаса в траншее – работа трудоемкая и неудобная. Поэтому опытные строители используют вот такое простое приспособление.

Вязка арматуры крючком

Уложив продольные хлысты на деревянные подставки, к ним привязывают хомуты и нижний пояс рабочих стержней. Готовую конструкцию переносят и ставят в траншею.

Сборка арматурного каркаса монолитной плиты проще, чем ленточного фундамента. Конструкция здесь состоит из двух плоских сеток. Нижние стержни укладывают перпендикулярно с заданным шагом и связывают между собой. Затем в точках их пересечений ставят подставки из стальных прутков и прикручивают к ним верхнюю сетку.

Подставка для монтажа верхнего каркаса  монолитной плиты

В последние годы для сборки каркасов начали использовать арматуру из стеклопластика.

Вязать ее можно несколькими способами:

  • отожженной стальной проволокой;
  • пластиковыми стяжками-хомутами;
  • пластмассовыми клипсами-фиксаторами.

Ориентировочные цены

Стоимость вязки арматуры, как говорят сметчики, «сидит» в суммарной цене 1м3 железобетона. В квадратных или погонных метрах ее считают индивидуально для каждого вида конструкции. При этом приходится учитывать различные параметры (ширину и высоту ростверка, толщину плиты, сечение арматуры, уровень сложности каркаса и т.д.).

Для ориентировочного подсчета строители используют расценку в рублях за 1 тонну используемого металла. На сегодняшний день в 2017 году она составляет в среднем от 20 тысяч рублей.


Adblock detector